О процессе реставрации живописи | Реставрационная мастерская Санкт-Петербурга
Квалифицированная помощь в реставрации произведений живописи, реставрация картин, икон
Заказать реставрацию
Главная Статьи О процессе реставрации живописи

О процессе реставрации живописи

Современные реставраторы. фото: mentalfloss.com

Ничто не вечно в подлунном мире, и бесценные произведения искусства, созданные великими мастерами прошлого, время тоже не щадит. Но к счастью усилиями опытных реставраторов картины, скульптуры, фрески возвращаются к жизни. О там, как это удаётся людям, которые работают с бесценными шедеврами, и пойдёт речь в нашем обзоре.

1. Современное искусство восстановить сложнее, чем работы старых мастеров

Современные материалы непредсказуемы. фото: mentalfloss.com

С первого взгляда можно было бы подумать, что многовековые картины, с их слоями накопленной грязи, восстановить труднее, чем работы, сделанные намного позже. Но Барбара Бертиери, реставратор картин в Нью – Йорке, утверждает, что это не так. Работы старых мастеров всегда исполнялись определенным образом и для них выбирались определенные краски и холсты.

Именно поэтому реставраторы хорошо знакомы с этими техниками, равно как и со способами восстановления их. Современное искусство может быть гораздо более непредсказуемым и включать в себя все виды материалов. Никогда не знаешь заранее с чем столкнешься.

2. Рынок искусства

Реставратор скульптур. фото: caoinform.ru

Стив Татти, реставратор скульптур в Манхэттене, рассказал, что к нему обращаются самые разнообразные клиенты: от музеев до частных коллекционеров до городских муниципалитетов. Все чаще, по его словам, восстановление заказывают частные коллекционеры, которые стремятся заработать на своих инвестициях, а не крупные учреждения.

Также очень участились случаи, когда реставрацию заказывают для последующей продажи предмета искусства с аукциона, чтобы поднять цену на лот. В последние 10-15 лет открылся целый новый арт-рынок — индийский. Произошло это в связи с ростом индийской экономики и, соответственно, возобновившимся интересом к искусству.

3. Природный фактор

Исследование изменений от… фото: spbiir.ru

Часто реставраторам приносят работы, сильный ущерб которым был нанесен в результате стихийных сил. При восстановлении подобных предметов специалистам приходится оценивать изменения цвета, которые произошли вследствие изменения влажности, температуры, света и возраста.

4. Человеческий фактор

Аукционные дома — постоянные клиенты реставраторов. фото: mentalfloss.com

Ошибки случаются всегда, но особенно они плачевны, когда случаются с произведениями искусства стоимостью тысячи или миллионы долларов. Из-за высокого оборота в аукционных домах иногда происходят несчастные случаи, когда повреждаются бесценные картины и статуи. Из-за этого аукционные дома — постоянные клиенты реставраторов.

5. Правильное освещение

УФ – наглядный пример. фото: kharkov-online.com

На реставрированных работах, которые отлично смотрятся при одном типе освещения, при другом освещении могут быть заметны огромные недостатки. Поэтому реставраторы всегда рассматривают свою работу под разнообразнейшими искусственными и естественными источниками освещения и со всевозможных ракурсов. Еще одним важным инструментом реставратора является УФ-лампа, ведь свет в ультрафиолетовом диапазоне заставляет большинство органических материалов флуоресцировать.

6. Инструментарий

Инструменты реставратора живописи. фото: dumskaya.net

Помимо обычных художественных орудий, таких как кисти и краски, а также высокотехнологичных устройств, таких как ультрафиолетовое излучение, инфракрасный свет, и рентген, реставраторы также заимствуют инструменты из прочих областях. К примеру, используются скальпели, капельницы и зажимы из медицины, скобы из стоматологии, пинцеты из ювелирного дела и т. д.

7. Иногда лучший инструмент — его отсутствие

Российская академия живописи. Факультет реставрации живописи. фото: pictures11.ru

Знания и интуиция реставратора могут быть самым лучшим инструментом. Лучшими специалистами считаются те, которые полагаются в первую очередь на свои чувства.

8. Иногда лучше оставить все, как есть

Пример удачной реставрации. фото: vatikam.com

Каждый квалифицированный реставратор знает, когда лучше не вмешиваться. Они подчеркивают, что если переусердствовать с отбеливанием, то это может испортить всю картину. Также нужно крайне осторожно наносить лак для защиты картины, ведь он изменяет насыщенность цветов.

9. Большинство реставраторов много времени проводят в одиночестве

Реставраторы предпочитают одиночество. фото: cityreporter.ru

В то время как работа дилера включает в себя много взаимодействия с клиентами, работа художника-реставратора проходит наедине с произведениями искусства. Зачастую реставраторы просто одержимы своей работой.

10. Их работа может представлять опасность

 

Ацетон, скипидар и уайт-спирит. фото: tealexcitynix.tumblr.com

Хотя в последнее время использование таких материалов идет на убыль, художественные реставраторы всегда использовали опасные растворители и другие вещества. Обычно люди этой профессии мыли руки в ацетоне, скипидаре и уайт-спирите, что зачастую раздражало или повреждало кожу, легкие и слизистые оболочки.

11. Нестандартные условия работы

Настенные росписи в аэропорту имени Джона Кеннеди. фото: itanews.ru

Иногда рабочее место реставратора может быть очень нестандартным. К примеру, при восстановлении настенных росписей в аэропорту имени Джона Кеннеди реставраторы работали, вися в воздухе на люльках. Ведь каждая фреска весила по тонне, а ее размеры составляли 5х15 метров. При этом росписи никак нельзя было сначала демонтировать со стены.

12. Иногда реставраторы обнаруживают подделки

Копия 19-го века. фото: trilulilu.ro

Иногда реставраторы обнаруживают во время работ то, что картины, которые веками считали оригиналами, являются качественными подделками. К примеру, при обновлении коллекции из семнадцати картин 15-го века пера Рафаэля, Рубенса, Тициана и других знаменитых художников при рентгеноскопии обнаружилось, что это копии 19-го века.

13. Иногда реставраторы создают подделки

Дело нехитрое,были-бы краски да кисти… фото: mentalfloss.com

Иногда лучший способ защитить ценные произведения искусства, которые выставляются публично, это разместить их в закрытом помещении. Многие учреждения и муниципалитеты, особенно в Европе, приняли решение разместить оригинальные работы в более защищенных условиях, а публично выставить копию из морозостойких материалов. Эти копии делают как раз профессиональные реставраторы.

14. Отсутствие публичности

Иван Грозный убивает своего сына. фото: dz-online.ru

Работа опытного реставратора часто “невидима” для всех, происходит глубоко за кулисами и направлена на удаление ущерба, нанесенного предмету искусства. При этом на сам рисунок не обращают внимания. Картина Репина «Иван Грозный убивает своего сына» пострадала от трёх ударов ножом.

15. Лучшие клиенты — те, кто любит искусство

 

Ценитель искусства. фото: voin_vetra.photosight.ru

В то время как сегодня предметы искусства все больше становятся обычным товаром, есть еще коллекционеры, которых движет любовь к самому искусству. Именно эти коллекционеры — лучшие клиенты реставраторов, ведь они относятся к этим специалистам, как к тем, кто “спасает их сокровища”.

 



Консультация художника-реставратора

Вы можете задать вопросы нашим художникам-реставраторам по стоимости реставрации картины, срокам выполнения, гарантии качества, надёжности и т.д.
В сообщении обязательно укажите: размер картины, также можно указать какую либо дополнительную информацию по автору или картине.
Обязательно добавьте фото (файл) картины или иконы которую нужно реставрировать. Необходимо фото лицевой стороны и тыльной.
Получить консультацию